Звук
GameDev.ru / Звук / Статьи / Правила хорошей озвучки. Как выбрать подходящего звукорежиссера для вашей игры.

Правила хорошей озвучки. Как выбрать подходящего звукорежиссера для вашей игры.

Автор:

Часто, поиграв в игру с интересной идеей и красивой графикой, трудно не заметить  дисбаланс, связанный с отсутствием качественной озвучки. Разработчики не всегда до конца осознают важность хорошего и уникального звукового оформления и не уделяют звуку в игре должного внимания. И как результат — звук сразу хочется выключить, игра, как продукт на рынке, проигрывает и получается неконкурентноспособной. Причиной для этого может стать как выбор неправильного специалиста для озвучивания, так и непонимание процесса взаимодействия с ним. В этой статье я хотел бы рассказать как подходить к вопросу озвучивания игры.

Меня зовут Женя Яковлев и я являюсь основателем студии саунд дизайна OnSoundWaves и по совместительству звукорежиссером. Я давно работаю в сфере геймдева, мое увлечение музыкой и звуками привели к тому, что со временем я стал заниматься только своим любимым делом — озвучиванием игр.

В детстве я много времени проводил за компьютерными играми. Сразу это были игровые приставки Dendy и Сюбор, потом начали появляться первые компьютеры и первые игры на них. Меня всегда завлекал звук, ведь музыка и звуки могут передать намного больше эмоций чем на первый взгляд можно представить. Впрочем, я и сейчас не против зарубиться в хорошую игрушку, и это уже стало неотъемлемой частью жизни — слушать новые «фичи» в саунд дизайне, придумывать свои, наслаждаться гармонией графики и звука.

Завораживающие атмосферы и звуки, при правильном подходе к их созданию, способны создать невообразимые по своей силе ощущения и любой продукт, будь то игра или видеоролик, станет намного привлекательнее и интереснее, займет достойное место на рынке и получит своих фанатов!

sound2 | Правила хорошей озвучки.  Как выбрать подходящего звукорежиссера для вашей игры.

С чего начать?
Как выбрать исполнителя?
Заключение.

С чего начать?

Задуматься над озвучиванием игры или даже в некоторых случаях начать ее стоит в процессе создания, а не когда до релиза остается неделя. Во-первых, у вас будет время подумать и определиться чего вы хотите от звука, какие эмоции он должен передать, каким он должен быть? Во-вторых, возможно раннее создание звукового дизайна, натолкнет вас, ваших художников или еще кого-то из вашей команды на новые идеи и придаст вдохновение!

Музыку и звуки для вашей игры можно сделать несколькими легальными способами, не нарушая чужих авторских прав, чтобы потом спокойно спать:

1. Озвучить все самому. Это отличный вариант, особенно если вы очень творческий человек, поскольку вы сделаете все так, как вы хотите сами, да еще и бесплатно. Но есть одно большое НО! Этот способ будет работать, если у вас есть опыт в озвучке, возможно вы умеете играть на каком-то музыкальном инструменте или любите записывать звуки, обрабатывать их и синтезировать. В противном случае у вас, мягко говоря, скорее всего получится не очень качественный и не интересный звук.

2. Найти музыку и звуки на стоках. Существуют ресурсы и даже какие-то люди, которые предлагают купить музыку или звуки со специальных стоков. Звучит все заманчиво, но есть подводные камни. Это эксклюзивность, точно такая же музыка и звуки может быть в сотне других игр. Вам нужно будет разобраться с лицензиями и удостовериться, что этот тип лицензии позволяет вам использовать звук в коммерческих целях. А затем привести все звуки к единому стилю вашей игры.

3. Купить готовые библиотеки звуков. Да, существуют уже записанные библиотеки классных готовых звуков, над которыми трудилась команда звукорежиссеров. Из минусов — цена. Необходимо владеть не одной такой библиотекой, чтобы найти подходящий вам звук. И эти библиотеки уже затерты до дыр, скорее всего вы не раз слышали звуки из них в кино, роликах или других играх.

4. Найти специалиста который все сделает за вас. Звукорежиссера или музыканта, в зависимости от того, что вам требуется. Часто бывает так, что музыканты еще и делают звуки для игры или ролика. Я не считаю это правильным подходом, т.к. это очень разные области. Каждый должен заниматься своим делом, в котором он является профессионалом. И если вы выбрали правильного саунд дизайнера — вы получите свой уникальный и качественный звуковой стиль. Но как определить, является ли он компетентным в своей области и как правильно с ним работать?

Как выбрать исполнителя?

Это может быть как фрилансер, так и студия которая занимается озвучкой. Первое на что стоит обратить внимание, это конечно же портфолио, есть ли в нем работы с похожей тематикой как у вас. В студии, как правило, работает несколько музыкантов и звукорежиссеров, которые работают в разных жанрах, поэтому, скорее всего, проблем с выполнением работы у них не возникнет. Ведь согласитесь, что если человек занимается электронной музыкой, то он будет испытывать трудности в написании симфонических композиций и наоборот. Человек, который играет на фортепиано, не заиграет вдруг на саксофоне. Через студию проходит больший объем работ и следовательно у них опыта будет больше.

Бывают и исключения из правил, когда неизвестный композитор выстреливает очень классным саундтреком. И наоборот, когда крутая студия делает треки «абы как» и берёт за это кучу денег потому, что они «круче всех».

Итак, вы видите достойное портфолио, на что обратить внимание дальше? Это цена. Поверьте мне, что в данном случае выражение «цена — качество», на самом деле, еще как работает. Цена является гарантией того, что вы получите качественную озвучку и в срок. Специалист знает себе цену, у него хорошее портфолио, постоянные клиенты и занижать ее нет совершенно никакого смысла. Если для него это единственное занятие, которому он отдается полностью, то вы можете рассчитывать на соответствующий результат. Если вы намерены вложить в игру три копейки, то и будьте готовы получить от нее соответственно не больше.

Отдельно хочу сказать про людей, которые делают озвучивание за бесплатно или почти бесплатно. Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, поэтому если вы чувствуете, что «что-то здесь не так», значит это повод задуматься. Компетентность таких людей оставляет много вопросов.

Также рекомендую ознакомиться с отзывами о работах, и проверить насколько они являются реальными.

1. Подготовка материала для озвучивания. Этот шаг является первым, что вы должны сделать. Очень часто от разработчика можно получить вопрос: «Сколько стоит один звук или минута музыки?», «За какое время вы это сделаете?» Невозможно рассчитать бюджет проекта и срок его реализации, если нет совершенно никаких материалов, по которым можно оценить хотя бы примерный фронт работ. Для этого вам необходимо собрать по возможности все материалы, которые могут пригодиться для озвучки, помогут погрузиться в атмосферу вашего проекта, прочувствовать его. Это может быть все что угодно — диздок, скетчи, анимации, готовая демка, интерфейсы и т.д. Не стоит бояться предоставить материалы для работы, есть много способов обезопасить себя от ваших страхов. На данном этапе вы работаете в одной команде, и чем быстрее вы достигните взаимопонимания, тем быстрее и лучше будет сделана работа.

2. Далее необходимо составить техническое задание от которого вы будете отталкиваться. У композитора или звукорежиссера есть примерное представление как озвучить ваш проект. Но требования к звуку должны предъявить именно вы. Для того, чтобы не возникло в последствии разногласий, нужно составить список необходимых вам звуков, атмосфер, саундтреков в игре. И подробно написать напротив каждого звука, что вы хотите услышать, каким он должен быть по вашему мнению, в какой стилистике, как вы его сами представляете. По возможности скинуть ссылки на референс, или прикрепить похожие звуки. Написать примерный таймиг, прикрепить соответствующие анимации для озвучки. Если это музыка, то какие инструменты вы хотели бы услышать, ритм, тепм, какие эмоции вы хотели бы чтоб передала музыка, абсолютно все, что приходит вам в голову. Выглядит это примерно следующим образом:

Звук появления карты на столе:

«Каждый игрок по очереди кладет карту на стол. На это нужен не очень громкий шлепок. Я собираюсь проигрывать его, когда карта уже ляжет на место, поэтому не нужно делать его длинным. Задержка межу ходами зависит от пользователя, в случае необходимости будут играть несколько звуков одновременно.»

Звук исцеления юнита:

«Звук лечения должен однозначно ассоциироваться с чем то хорошим и позитивным, возможно в него добавить голос, возможно музыкальности немного. Заметьте, что там вылетают много плюсиков, возможно их вылетание тоже нужно как-то озвучить. Звук должен быть явно ускоряющимся, как будто что-то разгоняется и потом улетает далеко вперёд. Анимация в аттаче healing_01.avi»

Саундтрек для меню:

«Электронная музыка со вставками тяжелых гитарных рифов и стимпанк мотивами, обязательно с псевдо ретро примесями, мелодия не должна напрягать и отвлекать от игрового процесса. Музыка должна быть с героическими мотивами, но не тревожная. Создавать настроение готовности кинуться в бой. Не очень быстрая по скорости и размеренная. Продолжительность 3 минуты. Зацикленная. Что-то похожее можно услышать в творчестве...и т.д.»

Не нужно бояться выражать свои мысли, напишите в вольном стиле все, что вы представляете в вашем воображении. Опытный профессионал поможет вам составить такой список, и если вы сомневаетесь — порекомендует что-то исходя из своего опыта. Вам будет удобнее принять работу, если вас что-то не устраивает, обратиться к техническому заданию. Будьте внимательны при составлении такого документа, если вы потом решите кардинально изменить строение звука или композиции, то придется переделывать все заново, а это повлечет дополнительные денежные траты.

Очень часто слышу подобные слова: «Не стоит делать звук похожим на то-то, то-то…, нужно иметь свой стиль всегда изобретать что-то новое». Да, я с этим полностью согласен, нужно быть оригинальным и уникальным, никто не будет делать копию. Но референс на игру схожей тематики совершенно никак не мешает специалисту проявить оригинальность, придумать что-то своеобразное в этом направлении, предложить свое видение. А использование похожего саундтрека из уже коммерчески успешной игры, может дать как минимум гарантию, что и музыка в вашей игре будет близка к успеху. 

Игра или ролик это в первую очередь продукт который преследует свои цели, а не поле для экспирементов музыканта или звукорежиссера, поэтому в этом отношении необходимо быть аккуратным.

3. Обязательно заранее оговорите сроки и условия оплаты. Определите «контрольные точки», по которым вы будете следить за ходом работы. Уделяйте время звукорежиссеру обязательно! Комментируйте работу, которую он делает, обсуждайте ее с ним! Иначе есть вероятность, что вам выдадут сразу готовый вариант, который оказывается не совсем вам подходит, а ресурсы и время уже потрачены. Направляйте вашего саунд дизайнера в нужное русло в ходе работы, а не делайте правки, когда он уже все сделал! Самый простой способ — это договориться сделать сразу наброски или черновой вариант. Всем хотелось бы, чтобы работа выполнялась быстро и сразу полностью, но создание звука — это творческий процесс, который требует индивидуальный подход. Порядочный специалист, будет вам сам вовремя отчитываться о проделанной работе, и разделит ее на определенные этапы.

Заключение.

Не гробьте сами своей проект! Музыка и звук в целом подчиняются своим законам. Не нужно советовать звукорежиссеру или композитору сделать, как вам якобы кажется лучше. Опытные спецы работают на профессиональном оборудовании и имеют большой опыт. Не нужно говорить, к примеру, а давайте отрежем кусок музыки с 21 по 30 секунды и вставим ее во вступление, а вступление вставим вместо этого куска. То же самое касается и звуков, грубые корректировки могут убить общий звуковой стиль. Будьте с этим очень осторожны!

Профессионал сделает звук намного привлекательнее для целевой аудитории. Проблем нет, чтобы, например, отрезать вступление или концовку, но вмешательство во внутреннюю структуру повлечет за собой соответствующие последствия.

Не зацикливайтесь на звучании, которое вы, возможно, ошибочно считаете верным. Ведь когда вы приходите к врачу вы не говорите, как вас нужно лечить. Доверяйте вашему звукачу, ищите компромиссы, обсуждайте вместе!

Найдите звучание достойное вашей игры и она будет превосходна!

Статья подготовлена студией саунд дизайна OnSoundWaves http://onsoundwaves.com

25 ноября 2013


Обновление: 28 декабря 2013

2001—2017 © GameDev.ru — Разработка игр