Игровая индустрия
GameDev.ru / Игровая индустрия / Статьи / Мифы индустрии – лицензионный договор

Мифы индустрии – лицензионный договор

Страницы: 1 2 3 Следующая

Автор:

Приходит время, когда ваши старания воплощаются в конкурентоспособный продукт, способный принести прибыль. Настает час вести переговоры с издателем, и подписывать договор – впереди прибыль, или разочарование. Оказывается, юридические вопросы не менее актуальны, для успешного разработчика, как и вопросы игрового дизайна, программирования, графики. Но, познания большинства, даже опытных, разработчиков, в этой сфере очень низки. Эта статья поможет Вам более ясно смотреть на эту сложную тему, а также избежать наиболее распространенных ошибок.

Сокращения

ГК – Гражданский Кодекс
ЦК – Цивільний Кодекс України
ЗУ, ЗБ, ЗРФ – Законы (Украины, Белоруссии, Российской Федерации)
US  CL – United States Copyright Law (circular 92)
ІВ/ИС – Интеллектуальная Собственность (Інтелектуальна Власність)

Вступление
О видах договоров и их подписании
Миф 1. Леко лицензии
Миф 2. Чем лучше Ваш проект – тем лучше Вам предложат условия
Миф 3. Издатель выдает стандартный договор
Миф 4. Юрист – есть ерунда
  +дополнение к предыдущей статье, о том как выбрать Юриста.
Миф 5. Честность и справедливость
Ошибки при переговорах с издателем
Некоторые полезные советы и наблюдения

Вступление

Вызывает недоумение то количество мифов, и небылиц которые придумали себе разработчики, о подписании лицензионных договоров.

Даже вполне опытные и успешные разработчики, не редко совершают простейшие ошибки при подписании соглашений, и верят в распространенные небылицы.

Эта статья поможет вам разобраться в сложной теме соотношения права и игростроя, а также избежать наиболее распространенных ошибок.

Если Вы не понимаете что такое интеллектуальная собственность, имущественные права, и лицензионный договор – Вам следует прочесть предыдущую статью «Часто задаваемые вопросы по Авторскому праву», которую можно найти здесь:
http://www.gamedev.ru/community/pnligd/

Начнем.

О видах договоров и их подписании

Распоряжение имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности осуществляется с помощью четырех основных видов договоров (US CL Chp.2):

    - договор на передачу исключительных прав (ст.1234 ГК РФ; ст.1113 ЦК);
    - лицензионный договор на исключительные права  (ст.1235 ГК РФ; ст.1109 ЦК);
    - лицензионный договор на неисключительные права (ст. 1236 ГК РФ; ст.1109 ЦК).
    - договор на создание Авторского произведения (ст. ;ст.112 ЦК)

Коротко рассмотрим Их по порядку.

За первым договором Вы передаете все свои имущественные права Издателю. После подписания договора Вы теряете возможность продавать или вообще что-либо делать с Вашим произведением – Оно не Ваше.

Лицензионный договор на передачу исключительных прав предполагает выдачу ряда имущественных прав Издателю, в определенных рамках. Иллюстрацией можно привести условие о распространении программы на DVD, в странах СНГ. Вы, как бы, даете свои права в аренду, на определенный срок, без права самому использовать эти права и передавать их кому либо еще.

Если Вы передали этим договором право на распространение игры в СНГ, то Вы все еще можете продать кому другому право на распространение игры в ЕС… Важно помнить что через определенной срок Ваши права снова к Вам вернуться (если в договоре не указан срок, то через 5 лет после подписания). ! – За первым договором назад уже ничего не возвращается.

Лицензионный договор на передачу неисключительных прав. Похож на предыдущий, только без условия о исключительности – Вы можете передать права в странах СНГ, нескольким издателям. Такой вид договоров составляет основу для работы с онлайн порталами, когда одну игру размещают на разных сайтах.

Последний, но не менее распространенный, договор о заказе Авторского произведения – Он составляется тогда, когда самого произведения еще нет. Например Вы создали демку игры и Вам еще год до полноценного продукта, но Издатель уже заинтересован в Вашей игре; итог - подписывается соглашение, за которым в определенный срок Вы обязуетесь завершить игру. Этот договор может содержать как элементы лицензионного, так и договора на передачу исключительных прав. Кроме того, он обычно включает в себя ряд штрафных условий, в случае если проект создается с опозданием, потому при заключении этого вида договоров помощь юриста особенно нужна – здесь рисков больше.

Надеюсь, Вы понимаете, что не всегда встречаются договора в чистом виде, потому не стоит удивляться гибридам, важно внимательно перечитывать такие соглашения, а еще лучше – приглашать юриста, поскольку именно в гибридных договорах встречается наибольшее количество уловок.     

Пару слов про подписание договора.

Распоряжения имущественными правами на объекты ИС, возможно только при подписании договора. Устные договора не действительны! Интернет переписка не считается письменным подписанием – помните это.

Современные технологии позволяют подписывать и обсуждать договора, даже не встречаясь с будущим компаньоном. Можно, конечно, подписывать договор по старинке – приехав в офис к Издателю. У этого способа есть свои плюсы, но один минус, важный для многих разработчиков – цена.

Второй популярный способ подписания – обмен факсимильными подписями. Но не у всех есть доступ к факсу.

Потому распространен и еще один вариант: распечатка договора Автором, последующее подписание, и отправка по почте Издателю, который также его подписывает, отправляя один экземпляр назад Автору. Это чуть дольше, но применимо для любого Автора.

Существует также подписание договоров в электронной форме, посредством прикрепления к тексту договора специального ключа идентификации, полученного в сервисном центре. Но эта тема пока только начала развиваться и в ней существует много не решенных моментов.

При выборе способа стоит подумать о том, какой наиболее оптимален для Вас – появление в офисе издателя лично, не всегда лучшая идея.

Теперь поговорим о мифах, распространенных среди разработчиков ПО и компьютерных игр.
 

Миф 1. Леко лицензии

В сфере программистов, в т.ч. и игрострое, очень распространено мнение о обязательности и неизменности так называемых OpenSource лицензий. И на первом почетном месте здесь восседает, Ее Величество GNU GPL разных версий.

Все «лицензии» или правильными словами ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ДОГОВОРА – на самом деле рассматриваются с двух сторон:
1) как действующий договор (в случае если вы используете программу по лицензии GNU GPL);
2) как образец, макет, пример договора который можно применить. Вот как приводят примеры дизайн документов – нет обязанности следовать какому-то определенному примеру.

Потому Вы имеете полное право взять договор (тот же GNU GPL), и изменить Его как Вам угодно. На договора и официальные документы право интеллектуальной собственности не распространяется, потому положения об ответственности за изменения условий договора – недействительны(ст.8 ЗБ, ЗРФ «Об Авторском праве и смежных правах»; ст.434 ЦК). 

Тут стоит пояснить. Если Вы берете программу, используюзующую GNU GPL, и на ее базе создаете свою программу, то в таком случае вы должны соблюдать условия GNU GPL этой программы. Но, если Вы создаете свою программу, и добавляете к ней левый договор,  называв этот договор "GNU GPL" (также как и популярную лицензию), то в вашем договоре с одноименным названием, вы можете выписать любые условия, в том числе существенно отличающиеся от условий всемирно известной GNU GPL, а название, и даже часть текста - могу быть похожи. Таким образом, возможно обмануть невнимательных разработчиков.

Также стоит учесть, что публичные договора считаются действительными, только если можно идентифицировать Стороны этого договора. Очень часто, нет возможности установить личность разработчика программы под GNU GPL, что ставит под сомнение действительность такого договора.

Миф 2. Чем лучше Ваш проект – тем лучше Вам предложат условия

Почему-то в индустрии очень распространен детский взгляд на многие вещи. Авторы считают, что Им выдадут договор лучше, если Их игра будет лучше, и хуже – если наоборот. Это абсолютно не так.

Условия, которые Вам предложит издатель в «типовом» договоре зависят от:
1)  Вашего умения вести переговоры и опыта сотрудничества с издателями;
2)  Количества прибыли, которую теоретически с Вас можно получить;
3)  Вашего Юриста;
4)  Наличия у Вас возможности подписать договор с кем либо, еще;
5)  Впечатления от Вас, основанного на общении с Вами;

Для издателя хороша та игра, с которой идет прибыль – прибыль можно получать разными способами, включая уменьшение прибыли получаемой Автором.

Другими словами – если у Вас прибыльная игра, но издатель видит что Вам можно дать невыгодные условия – Он так и сделает. И наоборот: если Вы сумели показать себя – Вы способны заработать, на средней игре больше, чем на хорошей. О том, как показать себя Издателю поговорим позже.

Миф 3. Издатель выдает стандартный договор

При подписании договора, задача продюсера, который выступает со стороны Издателя – максимально отстоять интересы последнего. Потому хороший продюсер всегда постарается выяснить Ваш опыт в переговорах, перспективность сотрудничества с Вами, и другую информацию, на основании которой выдаст Вам «стандартный договор» (стандартный текст составляет лишь половину документа), с подогнанными под Вас условиями.

Например Вам предложат роялти в размере 0,5 уе с CD-ROM диска, хотя это значение можно довести до 1,4. Успешные компании могут забирать больше чем 50% прибыли с копии.

Также Вам могут предложить продать все права на продукт, хотя после переговоров все ограничится исключительной лицензией на определенную территорию.

Вам могут предложить продать часть прав полностью, а на остальную применить исключительную лицензию. Уловка здесь в следующем – если Вы продали сюжет, Он является частью игры, и потому получив права на сюжет издатель фактически получает права на всю игру - теперь Он может запрещать Вам подписание других договоров на эту же игру.

Как же определяется какие Вам условия выдать? Обычно для выяснения таких вопросов продюсер Издателя дружится с Авторами, Он может общаться не только с лидером проекта, но и с программистами, дизайнерами и другими членами команды. Цели такого общения прагматичны – выяснить все Ваши внутренние аспекты, чтобы знать как с Вами работать, и какие условия договора предложить.

Потому в случае ожидаемого визита представителя издателя, желательно поговорить с командой о том, как стоит себя вести. Не одиноки случаи, когда добродушный программист начинает рассказывать об отсутствии опыта у Вашей команды, расскажет про локальные ссоры, которые были в коллективе (зачастую раздуто, чтоб эффектней слушалось), о том, что от этого договора многое зависит и про то, как Он слышал что Вы готовы пойти на более худшие условия…  А потом Вы удивляетесь, почему после успешного начала переговоров Издатель вдруг стает более жестким, и несговорчивым – это привет от сотрудников.

Страницы: 1 2 3 Следующая

7 сентября 2008

#договор, #издательство, #лицензия, #переговоры, #право


Обновление: 16 января 2012

2001—2017 © GameDev.ru — Разработка игр