Работа с ClanLib
GameDev.ru / Сообщества / ClanLib / Статьи / Установка ClanLib в Visual Studio Express 2013

Установка ClanLib в Visual Studio Express 2013

Автор:

Статья предназначена для людей, обладающих навыками программирования на C++ и желающих изучить кроссплатформенную библиотеку для создания игр ClanLib.

Здравствуйте!

Раз вы попали на эту страницу, то вы наверняка знаете, для чего нужна ClanLib, но если вдруг нет, то вам сюда https://ru.wikipedia.org/wiki/ClanLib
В данной статье описывается, с чего начать.


Microsoft Visual Studio Express 2013
Скачиваем и устанавливаем бесплатную Microsoft Visual Studio Express 2013 (далее - MVSE 2013) для Desktop Windows http://www.visualstudio.com/downloads/download-visual-studio-vs
Существует большое количество разных инструментов, в том числе от той же Microsoft. Если вы хотите попробовать разные, то рекомендую не захламлять основной компутер, а воспользоваться бесплатной виртуальной машиной Oracle VM VirtualBox. Что это такое можно узнать отсюда http://integrator.adior.ru/index.php/guest-os/38-ustanovka-window… na-virtualbox (первая попавшаяся статья с картинками в поисковике).

Для работы с MVSE необходим аккаунт, регистрация бесплатно и с любого емейла. Этот же аккаунт пригодится в windows 8. У меня почему-то не удалось залогиниться при первом запуске. После загрузки MVSE я зашёл в меню файл/параметры учётной записи и успешно повторил попытку.

GitHub
Релизы на http://www.clanlib.org/ выкладываются очень неохотно, например там уже целый год нет поддержки MVSE 2013. Если вы скачаете оттуда релиз, то для компиляции с MVSE 2013 придётся вручную править файлы. Наиболее правильный способ, чтобы быть в курсе изменений - получать обновления исходных кодов. Для этого переходим по ссылке Development на GitHub, регистрируемся на нём и нажимаем кнопку "Clone in Desktop". См. правый нижний угол.
Рис.1 для статьи установка ClanLib | Установка ClanLib в Visual Studio Express 2013

После нажатия на кнопку "Clone in Desktop" появится окно установки клиента GitHub для windows. Скачиваем (примерно 43 мегабайта) и устанавливаем. При первом запуске вводим логин и пароль учётной записи и если всё успешно, попадаем на экран приветствия.
Рис.2 для статьи установка ClanLib | Установка ClanLib в Visual Studio Express 2013
Ничего больше не вводим, закрываем программу.

Возвращаемся на страницу https://github.com/sphair/ClanLib и перегружаем её. Теперь ссылка "Clone in Desktop" ведёт не на установку клиента GitHub, а на открытие в нём нашего проекта. После нажатия надо разрешить браузеру открыть программу. Запустится клиент GitHub и на экране появится диалог выбора места для сохранения проекта.
Рис.3 для статьи установка ClanLib | Установка ClanLib в Visual Studio Express 2013

После выбора папки начнётся загрузка проекта ClanLib и по её окончанию появится окно
Рис.4 для статьи установка ClanLib | Установка ClanLib в Visual Studio Express 2013
Всё, GitHub можно закрывать. Файлы ClanLib находятся на локальном компутере. Поздравляю вас с началом освоения системы контроля версий! :)

ClanLib
Двадцать лет назад организовать компиляцию было так же просто, как два пальца обоссать сейчас два мегабайта переслать. Сейчас это достаточно трудоёмкая задача, поэтому библиотека имеет в своём составе конфигуратор, который сделает всё, что нужно. Открываем \ClanLib\configure.exe. На экране появится помощник.
Рис.5 для статьи установка ClanLib | Установка ClanLib в Visual Studio Express 2013
Жмём далее, появляется окно с настройками компиляции. Потом, когда вы начнёте писать свою программу с ClanLib, вы поймёте, что они означают, а пока предлагаю ничего не менять.
Жмите далее, появляется окно с выбором пути. Тоже ничего не меняйте и не переживайте, что данные каталоги у вас не существуют.
Результатом работы конфигуратора является файл решения MVSE с названием ClanLib.sln. Конфигуратор ничего никуда не копирует и не устанавливает, его цель создать файл решения для MVSE (включая папку Projects).
Открываем файл решения - загрузится MVSE. В правой части рабочей области вверху будет окно с названием "Обозреватель решений". На первой строчке "Решение "ClanLib" (проектов 8) жмём правую кнопку мыши (далее - ПКМ) и в появившемся меню выбираем первый пункт "Собрать решение". В нижней части рабочей области появится окно "Вывод", в котором будет отображаться ход компиляции.
Рис.6 для статьи установка ClanLib | Установка ClanLib в Visual Studio Express 2013
По завершению в окне вывода должно быть написано

========== Сборка: успешно: 8, с ошибками: 0, без изменений: 0, пропущено: 0 ==========
Если написано что-то другое, то вам не повезло и причин может быть миллион.

Итак, если всё прошло успешно и вы не меняли пути по-умолчанию, то у вас на компутере появилась папка C:\Development. MVSE можно закрыть. Поздравляю с получением ClanLib в товарном виде! :)

Примеры
Изучение ClanLib стоит начать с компиляции и запуска всех идущих с ней примеров. Открываем файл Examples-vc2013.sln, расположенный в одном каталоге с конфигуратором. Запустится MVSE с решением, в котором а момент написания статьи имеется 48 проектов (примеров). Можете нажать клавишу F7 для построения решения и получить полсотни сообщений об ошибках - ничего страшного в этом нет, рабочий процесс.

Перед построением решения необходимо задать пути к заголовочным файлам и к файлам библиотек. По-умолчанию это
C:\Development\Environment\ClanLib\Include
C:\Development\Environment\ClanLib\Lib\Win32
Ещё совсем недавно можно было указать общие пути для всех проектов MVSE через меню сервис\параметры, но теперь там написано, что мол правильнее это указывать для каждого проекта индивидуально. Видимо, в Майкрософт решили, что раз уж издеваются над обычными пользователями принуждением к Windows 8, то и программистам стоит помаленьку напрягаться. :)

Прописывать пути для всех 48 примеров, а потом для всех своих собственных проектов немного неудобно. Но выход есть. Каждый проект наследует свойства пользователя Microsoft.Cpp.xxx.User и именно для него мы и зададим пути.
Выбираем пункт меню просмотр\другие окна\диспетчер свойств.
Рис.7 для статьи установка ClanLib | Установка ClanLib в Visual Studio Express 2013

По-умолчанию у нас конфигурация Debug/Win32, как видно в панели инструментов (на рисунке выше надпись "Debug" находится позади открытого меню). Открываем для первого попавшегося проекта свойства записи Microsoft.Cpp.Win32.User (выбрать её и нажать ПКМ, нижний пункт меню с гаечным ключом и названием "Свойства")
Рис.8 для статьи установка ClanLib | Установка ClanLib в Visual Studio Express 2013
К свойствам Microsoft.Cpp.Win32.User можно добраться через любой проект, соответственно сделанные настройки влияют сразу на все проекты.
Дописываем наши настройки в каталоги включения и библиотек
Рис.9 для статьи установка ClanLib | Установка ClanLib в Visual Studio Express 2013
Можно идти курить. В отличие от Delphi в С++ компиляция медленная.

На момент написания статьи в результате компиляции удалось построить только 25 примеров из 48. Причина этого, по сообщению на оффоруме http://www.rtsoft.com/forums/showthread.php?143054-ClanLib-s-futu… 1#post1038566 в том, что в активных разработчиках осталось всего 2 человека, у которых руки не доходят до обновления документации и примеров синхронно с развитием самого движка. Но в ближайшее время ожидается новый релиз. Так что к моменту вашего обращения в GitHub всё может быть по-другому. Ну или же останется шанс доработать один из примеров под текущую версию ClanLib :)

20 декабря 2014

#ClanLib, #GitHub, #Visual Studio Express

2001—2017 © GameDev.ru — Разработка игр