Программирование игр, создание игрового движка, OpenGL, DirectX, физика, форум
GameDev.ru / Программирование / Статьи / Детали плавающей точки

Детали плавающей точки

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 Следующая

Автор:

Цель статьи - дать читателю представление о работе с числами с плавающей точкой в программировании. Предполагается дать базовый объём информации и предоставить уровень понимания, достаточный для самостоятельного проведения оценок в задачах, возникающих на практике.

Основная причина создания статьи - наблюдаемый недостаток понимания чисел с плавающей точкой среди программистов - как опасностей так и гарантий. В отсутствие понимания гарантий борьба с опасностями ведётся методами, которые часто можно охарактеризовать как "шаманские".

Второй важной причиной стало отсутствие (насколько мне известно) на русском языке статьи по данному вопросу, сравнимой по полноте изложения с классической статьёй Голдберга. Ближайшая известная альтернатива - всё же намного менее подробна.

Статья может быть использована как учебник или как справочник ("или" - не исключающее).

Статья получилась достаточно объёмной, причём материал структурирован в логической последовательности (для облегчения использования статьи в качестве справочника), а не "от простого к сложному". В связи с этим приношу свои извинения новичкам, желающим краткого введения в работу с числами с плавающей точкой.

В качестве языков примеров используются C/C++.

Все отрывки кода в статье, если явно не оговорено обратное, находятся в общем доступе (public domain).

В статье везде используется термин "числа с плавающей точкой", вместо распространённого в русскоязычной математической литературе "числа с плавающей запятой" (а также - соответствующая типография).

Историческая перспектива
Стандарт IEEE 754
  Предмет стандарта
  Формат представления
    Экспоненциальная запись
    Представление чисел с плавающей точкой
    Стандартные форматы
    Расширенные форматы
  Семантика операций
    Измерение точности в ULP
    Направление округления
    Приведение между типами с плавающей точкой
    Стандартные арифметические операции
    Приведение к целому типу и от целого типа
    Приведение к целочисленному значению
    Приведение к текстовому виду и из него
  Исключения
Реализации
  Аппаратная поддержка
    x86/x86_64: FPU
    x86/x86_64: SIMD
    Быстродействие
    Порядок байтов (endianness)
  Программная поддержка
    Стандарты C и C++
    Соответствие между C и IEEE754
    Компиляторы
    Типы
    FLT_EVAL_METHOD
    Прагмы STDC (FP_CONTRACT/FENV_ACCESS/CX_LIMITED_RANGE)
    Преобразование в строки символов и ввод/вывод
    Стандартная библиотека
    Опции компиляции
    Доступ к битовому представлению
Практические примеры
  Алгоритм суммирования Кэхена
    Double-double
    Range reduction
  Быстрое преобразование к целому
  Быстрый обратный квадратный корень
Задачи для самостоятельного решения
Литература

Историческая перспектива

74-12-25 | Детали плавающей точки

Рис. 1. Hydrodynamic number-crunching, автор: Guy L. Steele, Jr.

Вычисления с вещественными числами были одним из основных применений компьютеров с момента их появления. Уже механическая машина Z1, построенная в 1938 г. Конрадом Цузе проводила операции с числами с плавающей точкой в формате, удивительно напоминающем современный.

Т. к. множество вещественных чисел бесконечно, в отличие от памяти компьютеров, то формат представления даёт возможность выразить лишь некоторое подмножество вещественных чисел.
Требования к такому подмножеству включают как требования к точности и диапазону, так и сохранение, по возможности, свойств, интуитивно ожидаемых для вещественных чисел.

На протяжении нескольких десятилетий формат чисел с плавающей точкой был индивидуальным для каждого класса машин. Это снижало совместимость и заметно усложняло написание переносимых математических библиотек. Также в таких условиях сложно было получить гарантии точности вычислений (напр. оценить сверху ошибку). Кроме того идиосинкразии конкретных архитектур делали результаты менее интуитивными, иногда - без достаточно веских на то оснований.

Исправить ситуацию был призван стандарт чисел с плавающей точкой IEEE 754.

Процесс стандартизации занял 9 лет (1976-1985), окончательный текст был основан на "K-C-S proposal" (авторы: William Kahan, Jerome Coonen, Harold Stone).

Стандарт предоставил единый для всех систем набор форматов и удивительно высокие гарантии (с т. з. разработчиков реализаций - требования) точности.

Интересующиеся историей принятия стандарта отсылаются к https://www.cs.berkeley.edu/~wkahan/ieee754status/754story.html , как краткому введению.

На данный момент большинство процессоров, вообще поддерживающих вычисления с плавающей точкой, поддерживают именно IEEE 754.

Таким образом, эту часть изначальной задачи стандарта во многом можно считать выполненной.

В 1989 г. Уильям Кэхэн получил премию Тьюринга с формулировкой "for his fundamental contributions to numerical analysis" (рус. "за его фундаментальный вклад в вычислительную математику").

Можно отметить, что, по словам Кэхена, свойства IEEE754 полезны широкой аудитории ("moderately tolerant of well-meaning ignorance among programmers"), а не только (вопреки расхожему мнению) специалистам (у которых обычно больше шансов самостоятельно справиться с идиосинкразиями).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 Следующая

4 мая 2017

#floating point, #математика


Обновление: 5 сентября 2017

2001—2017 © GameDev.ru — Разработка игр